Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Экологический сбор

Разбираем вопросы экологического сбора, цитируя закон

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления"

Статья 24.5. Экологический сбор (введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

1. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

 

2. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Перечень приводится в Распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (ссылка на распоряжение здесь).

 

3. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

 

4. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

За товары, вывезенные из РФ, экосбор не взимается. 

Но нужно помнить, что в случае если товары был ввезены на территорию РФ из других государств, экологический сбор в их отношении должен рассчитываться. 

 

5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Опять же возникает один вопрос: А утверждены ли ставки экологического сбора? Да, утверждены и обозначены в Постановлении от 9 апреля 2016 г. № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров» (ссылка для скачивания).

 

6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Ставка ЭС * (масса готового товара или кол-во единиц товара либо масса упаковки) * норматив утилизации = экологический сбор

Опять же возникает вопрос о нормативах утилизации. 

Норматив утилизации отходов от использования товаров — это установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Нормативы утилизации указаны в проекте Распоряжение от 4 декабря 2015 года №2491-р "Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров". В нем представлены наименования групп товаров, коды товаров согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) и установленные для каждой из групп товаров нормативы утилизации в процентах, а именно:

  • бумага и изделия из бумаги — 80 %;
  • изделия резиновые и пластмассовые — 80 %;
  • одежда — 50 %;
  • текстиль и изделия текстильные — 50 %;
  • кожа и изделия из кожи — 20 %;
  • древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения — 50 %;
  • продукты минеральные неметаллические прочие — 30 %;
  • металлы основные — 50 %;
  • изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования — 50 %;
  • мебель — 20 %;
  • оборудование компьютерное, электронное и оптическое — 30 %;
  • оборудование электрическое — 50 %;
  • машины и оборудование, не включенные в другие группировки, — 50 %.

Более точные нормативы утилизации можно открыть здесь.

 

7. В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Приказ доступен по ссылке.

 

8. Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок взимания экосбора, конечно же, установлен Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" (вместе с "Правилами взимания экологического сбора") (ссылка для скачивания).

 

9. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Органом, ответственным за контроль по экологическому сбору назначена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

 

10. Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

Оплата работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов осуществляется в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Указанные субсидии федерального бюджета предоставляются в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, пропорционально численности населения, проживающего на территориях субъектов Российской Федерации.

11. Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями, импортерами таких товаров, путем уплаты экологического сбора, а также для:

  • строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;
  • разработки и внедрения промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;
  • софинансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров.

12. Условием предоставления субсидии субъекту Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, является наличие утвержденных региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами.

О территориальной схеме по обращению с отходами в Республике Татарстан мы писали здесь.


 

 Какие отчеты должны быть предоставлены?

  • декларация о количестве выпущенных товаров — в ней указывается количество произведенного/ввезенного товара и упаковки за отчетный год. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417;
  • отчет о выполнении нормативов утилизации — в нем отражается, какое количество отходов конкретного товара уничтожено. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342;
  • расчет экологического сбора - в нем отражается расчет и итоговая сумма экологического сбора. Форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488. 

Каковы сроки подачи отчетов?

До 1 апреля года следующего за отчетным нужно  сдать Декларацию о количестве выпущенных товаров и Отчет о выполнении нормативов утилизации.  

До 15 апреля года следующего за отчетным сдать Расчет суммы экосбора и уплатить экологический сбор.

 


2.08.2017 появилось письмо Министерства экологии, которое уточняет некоторые вопросы по уплате экологического сбора, разбирая их на примерах. Открыть краткое содержание письма можно здесь.

 

7.08.2017 появился проект постановления, согласно которому МПР предлагает установить ставки экологического сбора в отношении подлежащей утилизации упаковки товаров. Открыть подробную информацию можно здесь

 

11.08.2017 было опубликовано письмо от РПН о том, что РПН настоятельно рекомендует сдавать отчетность и платить экологический сбор. Напомним это касается производителей и импортеров, а также производителей-импортеров. разбирается вопрос о излишне уплаченном экологическом сборе. Почитать и открыть письмо можно тут.

 

29.08.2017 появился текст проекта постановления, который уточняет перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими своих потребительских свойств, уточняется форма актов утилизации. Открыть информацию об этом можно здесь.

 

27.11.2017 появился проект Приказа Росприроднадзора "Об утверждении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчёта экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчёта экологического сбора в электронной форме". Ссылка на статью здесь. Суть проекта такова - расчет экосбора и сопутствующие отчеты теперь можно формировать в Модуле Природопользователя (если вы до сих пор не скачали данный продукт, то ссылка есть на нашем сайте на главной странице). Инструкция для заполнения также есть в разделе "Справка". Нами лично опробовано. Самое главное, не забывать выгружать xml файл в личный кабинет

В конце 2017 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р <Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств>. Оно заменяет собой предыдущий НПА и вносит изменения в перечень.

 

12.02.2017 появилось письмо об экологическом сборе и об особенностях привлечения к административной ответственности. Ознакомиться можно здесь.